Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях


прошлое и настоящее

 

NOBODY'S FOOLS (SALVOCD005, 2007)

   

   

   

 

     Гастроли Slade в Штатах всегда были непростыми. В первые приезды в 1972-73 г. они позиционировались как самая успешная группа в Великобритании, компании грамзаписи рекламировали их как новых Битлз. Это не принесло им никакой пользы. Slade строили свою репутацию на хард-роковым живом действии с полным набором незабываемых фишек и могущественном вокалисте, который разрывал аудиторию на куски своей буйной энергией. Но при всех их заслугах, Slade были никакие не Битлз, и они это знали. "Так много дерьма, так много обмана" - сказал Холдер в 1975 году Джефу Бартону (англ. муз. журналист – примечание мое) - "И американская публика не любит это вообще. Они любят выходить и видеть привычные для себя вещи на сцене, и составлять свое собственное мнение... мы знали, что было невозможно этому соответствовать". Некоторые американские города - Сент-Луис, Филадельфия, Нью-Йорк – приняли их тепло. Но чаще сценическое действо, будоражущее толпы в остальных частях мира, встречалось с безразличием американскими зрителями. Средне-статистическая американская рок-аудитория 70-ых ждала вибраций и виртуозности, а не поп-рок-гимнов и нахальных предложений вместе похлопать и потопать (get down and get with it). Вернувшись в Великобританию в 1975 Slade чувствовали себя вымотанными.

    После неоднозначного приема их фильма Flame 1974 года и менее ажиотажного спроса на билеты последнего британского тура (на решительном контрасте по отношению к истерии 1973 года) менеджер Час Чандлер пришел к единственному правильному на его взгляд заключению: взломать Америку - единственную и главную территорию, до настоящего времени сопротивляющуюся хриплому очарованию Slade. И по крайней мере, чтобы хотя бы закрепиться в чартах, группа должна гастролировать там постоянно и зарабатывать популярность на живых концертах так же, как они действовали в Великобритании. Slade, поддавшись его увещеваниям, согласились. "В течение прошлых пяти лет, когда группа достигла вершины" - сказал в 1975 Нодди Холдер -"мы сделали пять больших туров по Великобритании, шесть туров по Европе, два тура по Австралии, два по Японии, посетили США несколько раз, сделали фильм ... Вы можете понять, почему мы чувствовали себя более чем немного выжатыми. Мы рассчитывали восстановить ту старую искру, приняв новый вызов".
    Таким образом, весной 1975 Slade переместились в Нью-Йорк; Нодди Холдер жил в номере гостиницы Mayflower на юго-западном углу Центрального Парка, Джим Ли и Дейв Хилл снимали квартиры на Верхнем Ист-Сайде, и Дон Пауэлл даунтаун около Гринвич Вилледж. Они совершали поездки постоянно, часто вместе с Aerosmith, ZZ Top, Black Sabbath, обычно завершая программу. Slade оттачивали живое исполнение, относясь серьезно к идее играть умело ("мы должны были ломать пальцы, напрягать свои яйца и перейти к исполнению горячего дерьма", так выразился Холдер), постепенно завоевывая интерес публики. Успеха на радио и ТВ не было, но группа чувствовала себя улучшенной и омоложенной.                    
    Между турами Холдер и Ли пришли к тому, что Нодди назвал "серьезной работой", на Нью-Йоркской студии Record Plant в середине 1975 Slade начали запись альбома, который будет называтьcя Nobody’s Fools. Альбому предшествовал превосходный сингл "In For A Penny" в ноябре 1975, воздушная, задумчивая вещь, полная битловских гармоний с самым длинным гитарным соло Дейва Хилла (такая вот изумительная фича). Кроме меланхолической атмосферы альбома удивления слушателям добавляет понимание того, что текстовое содержание (заслуга Невилла Холдера, эсквайра) принадлежит тому же старому резерву Slade, что и "Skweeze Me Pleeze Me", "The Bangin' Man", "The Soul The Roll And The Motion" и др. (Пустяк:, который можно отметить - крик Нодди "Е-е - они получили группу!" перед вторым соло Хилла - цитата из британского телевизионного сериала того времени, в котором архитипичная коренастая блондинка [в исполнении Сандры Дикинсон] принимает входящих злобных гангстеров, несущих скрипичные футляры, за музыкальную группу).
    Следующий сингл "Let's Call It Quits" появился в январе 1976. Здесь присутствует некоторая фривольность в тексте (Так же как в "In For A Penny" леди "…откусывала больше, чем [в нее] могло поместиться", в "Let's Call It Quits" г. Холдер говорит, что имеет кое-что, чем он желает поделиться, и это "достаточно большое для двоих"), и музыкально она также совершенно не похожа на что-либо записанное Slade ранее. Предваряющие фанфары джазовых аккордов на овердрайв-гитаре и уход на великолепную блюзовую гармонию, потрясающая мясистость записи, плотная и объемная ритм-гитара и вдохновленный диалог между вокалом Нодди Холдера и лидер-гитарой Дейва Хилла. Второй сингл щедро демонстрирует незабываемые партии гитары, и "Let's Call It Quits" показывает еще раз, что Хилл применяет самое глубокое пальцевое вибрато в истории рок-гитары. Эти синглы - оба из которых достигли максимум 11 позиции в британских списках - были справедливым индикатором диапазона Nobody’s Fools, вышедшего наконец в марте 1976. "Это – рок-альбом," предупреждал Холдер в то время - "но это не рок старых Slade." Действительно, этот диск был полон американских влияний, новых структур и амбициозного материала и остается самым отличающимся от всех LP Slade.
    Заглавная композиция "Nobody’s Fool" насыщена многоголосием, жгучими гитарными пассажами с проникновенными женскими бэк-вокалами Таши Томас и Ко в качестве бонуса, впервые у Slade. Запись была отредактирована и укорочена, чтобы стать третьим синглом к альбому и вышла в апреле 1976, но эта версия только портила очарование длинной формы песни, и остановилась на 60 позиции, самой низкой для синглов Slade с 1970 года.
    " DoThe Dirty " является роскошным примером нового интереса Slade к исполнительской технике ансамбля, или тем, что имел ввиду Холдер говоря про "горячее дерьмо". Изумительная смесь упругости и четкости (синкопированное буги) и размашистой экстравертности (классические мощные аккорды Slade в инструментальных интерлюдиях), этот невероятный номер показывает прекрасные и жесткие фанковские ходы гитары и характерную замысловатую партию баса Джима Ли.                   
    Продолжающая традиции акустической, с ярко выраженным ритмом "How Can It Be" с альбома "Old New Borrowed And Blue" 1974 года, песня "Pack Up Your Troubles" навевает ощущения походного костра, здесь использована резонаторная гитара (Пол Престотино) и явно стилизована под кантри. Текст Холдера - одно из его случайных возвращений к оптимистической солнечной философии (см. также "So Far So Good") простой и понятной, без заумных погружений.                             
    Громоподобный грузовой поезд, который в "Get On Up" пtредает влияние "мясных и картофельных” США и четырех-аккордных буги-вуги, не подразумевает какой-либо попытки к углублению. Гармонии Таши Томас и Ко работают чудесно в этом номере, добавляя новое волнующее измерение звуку. "Get On Up" в последствии блестяще исполнялась Slade живьем и была единственной песней из Nobody’s Fools, сохраненной к концу 70-ых в концертной программе (обычно это был их второй номер после "Hear Me Calling") когда они возвратились в Великобританию.  
    В "L.A. Jinx" рассказывается о ряде неприятностей, произошедших во время гастролей Slade по западному побережью в начале 70-ых, (включая неприбытие оборудования и происки пиар-команды хэдлайнеров тех выступлений). Композиция заметна продуманными наложенными партиями гитар, интересной работой виртуозного баса от Джима, стихами и типичной шершавости Slade в припеве.
    "Did Ya Mama Ever "Tell Ya" является озорной песнкой, с наводящими на размышления текстом в форме детской считалочки. Номер выдержанный в стилистике фанк-рэггей, уникальной по канонам Slade, еще раз иллюстрирует вокальный вклад Таши Томас.
    Рядом c боевиком "Get On Up" буги "Scratch Your Back" несколько проигрывает в сравнении. Slade, возможно, попытались сделать это сочинение немного менее тривиальным, но кое-что кажется здесь слегка недоваренным. Стих достаточно мелодичен, Холдер делает все как обычно, но даже с нахальными вокализами Таши Томас, припев звучит несколько приземленно.
   Заключительные два номера на альбоме, однако, представляют подлинный разворот на 180 градусов. "I'm A Talker" является заразительной простонародной застольной песней, праздник многословия и привязанности к приятельской компании и выпивке. Холдер забавно трактует дуальность его собственного знака зодиака Близнецов ("двухсторонний сын, два в одном") как своего рода оправдание пьянства и пустой болтовни.
    Грандиозное завершение альбома "All the World is a Stage" хотя и создавалась до некоторой степени как значительное музыкальное произведение, имеет сомнительную честь быть одним из очень немногих излишне претенциозных номеров Slade в их истории. Цитируя Шекспира в названии и говоря об универсальной связи между исполнителем и аудиторией, в песне все слишком серьезно. Одной из признанных сильных сторон Slade всегда было единение группы и поклонников в вечном космическом рок-н-ролльном рэйве. Так, Джим Ли однажды сказал, "Мы чувствуем, что мы - точно такие же, как зрители". А теперь давайте подумаем, какая лирика нам ближе? " Вы - уши слушающего/Я - голос картины/Вместе мы можем действовать вне эпохи " или" Давай, почувствуй шум/ Девчонки, хватайте ребят/Мы становимся дикими, дикими, дикими"? ("You are the ears of the listener/I am the voice of the picture/Together we can act out the age" or "Cum on feel the noize I Girls grab the boys I We get wild, wild, wild"?) Однако, Nobody’s Fools интересно слушать и сегодня в силу его многоплановости, и сами музыканты оправданно гордятся их американским альбомом; Дон Пауэлл оценивает его как свой любимый LP Slade, Нодди Холдер считает "Nobody’s Fool" самой незаслуженно забытой песней Slade. Ну и стоит ли говорить, альбом имел умеренный успех в британских чартах, достигнув максимум 14 позиции и выпавший из 75 лучших через четыре недели. И это диск группы, которая могла ранее ожидать, что альбом будет бродить по спискам в течение четырех месяцев и больше. И положение на этом фронте будет еще долго ухудшаться, прежде, чем ситуация изменится.

Бонус-трэки.

    "Thanks For The Memory", выпущенная на 7-дюймовом EP в мае 1975-го, была первым синглом Slade после кампании In Flame '74/'75 и первым со времени ‘”Bangin’ Man” (июнь 1974) самостоятельным синглом. Достигнувший максимум позиции 7, это был буги-образный номер, который содержал самую длинную инструментальную часть (для синглов Slade), придававщую записи солидность, при этом с надежно броской вокальной линией. Изящная партия электропиано Джима Ли предназначалась для исполнения сессионым музыкантом-клавишником, но никто не мог обеспечить то, что хотел Джим, таким образом он вынужден был сделать это сам. Эта композиция, очевидно, остается работой, которая будет заставлять дотошных басистов помучаться.

    B-сторона с песней "Raining In My Champagne" показывает какое воздействие могли произвести Slade даже незначительным материалом. Песня подобно фейерверку летит из динамиков с энергией и положительным посылом.
 
    "Can You Just Imagine" - потрясающий рассказ о съемках их фильма Flame, анекдот о событиях кинопроизводства и объяснение того, почему кино о реалиях музыкального бизнеса было настолько мрачным. Это - веселая, легкая композиция, полная пестрых изысков перед мощным аккордом коды.

    "WhenThe Chips Are Down" является убойным роковым виртуозным номером, который напоминает "We're Really Gonna Raise The Roof" 1973-го года и предвосхищает "Be” 1977-го - хороший пример изящества пулеметной лирики Холдера.

Крис Инэм


 

Переводы - А. Иванов, если не указано иное.